Что такое корпоративное мошенничество?

Термин «корпоративное мошенничество» прямо в российском законодательстве не закреплен. Однако косвенно отдельные случаи регулируются Гражданским, Административным, Уголовным кодексами и Федеральными законами.

Корпоративное мошенничество — это хищение активов организации или искажение финансовой отчетности для введения в заблуждение стейкхолдеров.

Стейкхолдер в отношении организации — это заинтересованное лицо. Обычно стейкхолдерами называют инвесторов и собственников, то есть лиц, которые инвестируют собственные деньги в развитие компании с целью извлечения последующей выгоды. Однако под этот термин также попадают покупатели, поставщики и даже контролирующие органы, например, налоговая.

Корпоративное мошенничество обычно совершается сотрудниками организации и наносит вред в первую очередь самой компании и, как следствие, ее собственникам и работникам. Это деяния, связанные с обманом, злоупотреблением доверием, превышением должностных полномочий.

В зоне риска обычно находятся сферы, где сложно контролировать расходы организации:

  • инвестиционные проекты;
  • капитальное строительство;
  • финансы и операции с наличными денежными средствами;
  • закупки и снабжение;
  • продажи;
  • благотворительность;
  • логистика.

В зоне риска находятся компании крупного бизнеса, государственные корпорации и их дочерние общества. В сегодняшних реалиях, зачастую, корпоративному мошенничеству не противостоят, наоборот, способствуют: создают специальные финансовые схемы для ухода от уплаты налогов, допускают нарушения финансовой дисциплины, например, для формирования фонда заработной платы в конвертах, для подкупа должностных лиц.

Основная причина корпоративного мошенничества — это стремление конкретного сотрудника извлечь для себя дополнительную выгоду независимо от того, будет ли нанесен ущерб компании или нет. Например, если работодатель выплачивает серую заработную плату, он сам является примером для своих сотрудников, фактически приобщая их к финансовым схемам.

Например, кладовщик может украсть товарно-материальные ценности, менеджер отдела закупок — заключить невыгодный для компании договор с поставщиком по завышенным ценам за «кэшбэк», менеджер по продажам — предоставить дополнительную скидку за «откат». Цель у всех одна — личное обогащение.

Причины совершения экономических преступлений рассматривал в своих трудах американский экономист Гэри Беккер. Преступник действует рационально и до совершения преступления оценивает:

  • размер ожидаемой выгоды;
  • вероятность понести наказание;
  • жестокость наказания;
  • свою склонность к риску.

Размер ожидаемой выгоды увеличивается в зависимости от должности, которую занимает сотрудник. Например, работник с зарплатой в 30 000 рублей более заинтересован в хищении имущества компании на 15 000 рублей, чем топ-менеджер с окладом в 300 000 рублей.

Как пишет РБК корпоративное мошенничество рекордно выросло на фоне пандемии к 2020 году, в 2021 году аудиторская компания из «большой четверки» Deloitte Forensic опубликовала статистический отчет о корпоративном мошенничестве в России и странах СНГ:

  • 55 % — столько компаний столкнулись с бизнес-мошенничеством;
  • 73 % — столько пострадавших компаний имеют численность персонала более 1 000 человек;
  • 46 % — столько респондентов отметили, что случаи мошенничества наносят компании финансовый ущерб;
  • 33 % — столько респондентов указали, что в результате незаконных деяний пострадала репутация и имидж организации;
  • 15 % — столько процентов респондентов сказали, что случаи мошенничества ухудшили моральную обстановку в коллективе.

Каждый третий случай корпоративного мошенничества приводит к негативному влиянию на деловую репутацию, с одной стороны, организация стремиться привлечь к ответственности мошенников, с другой стороны – тщательно скрывает данный факт.

Корпоративное мошенничество способствует развитию коррупции, их объединяет общая цель — извлечение незаконной выгоды. Чаще всего мошенничество возникает в результате коррупции — подкупа лица, имеющего определенные полномочия.

Например, поставщик предлагает менеджеру отдела закупок покупателя денежный бонус, если он пролоббирует заключение договора поставки именно с ним, а не с другими участниками рынка.

Или покупатель просит менеджера по продажам предоставить ему дополнительную скидку. За что обещает часть скидки вернуть наличкой лично сотруднику.

В обоих примерах есть корпоративное мошенничество, которое при этом сопряжено с коррупцией и злоупотреблением полномочиями.

Как корпоративное мошенничество влияет на деловую репутацию?

Репутационные риски возникают и влекут за собой потери, когда отношение внутренних сотрудников компании и третьих лиц становится негативным.

Все понимают, что залог успеха — это доверие партнеров, инвесторов, клиентов, сотрудников, контрольно-надзорных органов, в текущих реалиях бизнес в подавляющем большинстве уже не задумывается, внедрять ли у себя систему комплаенс для контроля репутационных рисков или нет.

Поддерживать идеальную репутацию не просто, стоимость услуг специалистов в этой области очень высока. Крупные организации переходят на типовые договора, формируют единые принципы финансовой политики, создают специальные комиссии, которые осуществляют проверку дочерних обществ по закрытому графику в плановом и неплановом порядке. В основном, меры применяются к работникам и специалистам среднего звена.

Существует социальная сторона возникновения репутационных рисков, например, хамство персонала и руководства, нарушение срока контрактов, утечка персональных данных из-за сбоя в техническом обеспечении.

Дополняет картину маркетинговые промахи, на имидж организации оказывают влияние качество и уровень сервиса, ценовая политика, отзывы клиентов, аудиторские проверки, история контактов с государственными органами (прокуратурой, налоговой, судом).

Сегодня компаниям важно предвидеть репутационные риски, понимать причины их возникновения и просчитывать возможные убытки. Чем больше рисков фирма сможет предугадать и подробнее их проработать, тем легче будет поддерживать положительный имидж.

Виды репутационных рисков

Все обнаруженные репутационные угрозы нужно систематизировать. Их можно условно разделить на три категории:

Технические риски — сбой программного обеспечения или неисправность устройств. Сюда же относится информационная безопасность, включающая персональные данные и конфиденциальность переписки;

Человеческие риски — хамство и халатность персонала, неверные решения высшего менеджмента, отрицательные отзывы клиентов, случайное или умышленное несоблюдение комплаенс-принципов;

Экономические риски — налоговые и судебные споры, сотрудничество с неблагонадежными контрагентами, партнерство со структурами, нарушающими закон. Наступление этих рисков влечет за собой не только репутационные, но и финансовые потери. В некоторых случаях размеры штрафов и санкций за несоблюдение законодательных или этических норм могут привести компанию к статусу банкрота.

Способы управления репутационными рисками

Предотвращение — один из эффективных методов управления рисками. Например, бизнесу следует отказаться от «черного пиара» или сомнительных рекламных кампаний. Еще один прием предотвращения рисков — увольнение нелояльных, ненадежных сотрудников во избежание последствий негативных отзывов;

Минимизация — попытка снижения возможных потерь. Особенно это касается репутационных рисков, связанных с человеческим фактором. Так, например, уровень обслуживания клиентов можно повысить благодаря обучающим семинарам и мастер-классам для персонала. Также в этом случае поможет быстрое реагирование на негативные отзывы в социальных сетях и других открытых источниках. Благодаря этому возможно не только разрешить спорную ситуацию и повысить лояльность клиентов, но и выявить слабые стороны своего бизнеса;

Анализ — управлять рисками, которые организация обнаружила несколько лет назад, неэффективно, так как даже за полгода многое могло претерпеть изменения и внутри бизнеса, и на рынке, и в государстве. Требуется регулярно выявлять и анализировать новые угрозы и их возможные последствия. Эксперты рекомендуют проводить эту процедуру не реже одного раза в 3 месяца.

Анализу подвергаются не только случаи мошенничества, но и сами мошенники. Немаловажным фактом является неотвратимость наказания. Например, если в компании полностью отсутствует внутренний контроль, то даже топ-менеджеры могут заниматься мелкими хищениями. И делать они это будут не ради дополнительного дохода, а просто потому, что организация это не контролирует. В то же время, чем жестче контроль, тем меньше преступлений совершается, так как возрастает риск раскрытия преступления.

Преступник сравнивает ожидаемую выгоду с наказанием. И чем строже наказание, тем меньше преступлений будет совершено. Например, если за хищение 100 000 рублей предусмотрен только выговор, то риск мошенничества возрастает. А вот если увольнение — сотрудник несколько раз подумает, прежде чем совершить преступление.

Отношение к риску — это тот критерий оценки, на который организация повлиять не может. По отношению к риску люди делятся на четыре категории:

  • Рискофобы — боятся рисковать, преступления совершают неохотно и только если полностью уверены в отсутствии наказания;
  • Рисконейтралы — не боятся рисковать, выгода от преступления должна существенно превышать издержки;
  • Рискофилы — любят риск, выгода не всегда должна превышать издержки. Преимущественно обращают внимание на вероятность понести наказание.
  • Рискофилы — самая опасная категория мошенников. Им важен даже не столько доход от преступления, сколько сам процесс.

Классификация корпоративного мошенничества

Рискофобы, рисконейтралы, рискофилы, совершают корпоративное мошенничество по различным признакам, например, по отношению лица к компании:

  • внутреннее — противоправные действия совершают руководитель или сотрудник;
  • внешнее — мошенничество совершают не сотрудники компании, а другие люди, например контрагенты.

По характеру противоправных действий:

  • махинации с активами компании, которые сопровождаются их незаконным изъятием;
  • противоправные действия без хищения активов компании, например предоставление ложных сведений для устройства на работу, подделка документов, искажение результатов общих собраний учредителей компании, слив конфиденциальных данных.

Ассоциация исследователей мошенничества разделяет корпоративное мошенничество на три группы:

  • корпоративная коррупция;
  • мошеннические действия с отчетностью;
  • неправомерное присвоение активов.

Корпоративное мошенничество в уголовном праве

Не смотря на то, что потерпевшей стороной при корпоративном мошенничестве является компания, действия мошенников затрагивают интересы государства, зачастую конкретные действия являются составом отдельных видов преступлений, которые связаны с бизнес-мошенничеством:

  • кража (ст. 158 УК РФ) — тайное хищение чужого имущества;
  • мошенничество (ст. 159 УК РФ) — хищение чужого имущества или получение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием;
  • ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) — заключение ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля);
  • принуждение (ст. 179 УК РФ) — принуждение к совершению сделки или отказу от нее под угрозой насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества;
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) — использование сотрудником своих полномочий вопреки законным интересам и целям организации с целью извлечения личной выгоды;
  • коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) — незаконная передача лицу с управленческими функциями в организации денег, ценных бумаг, имущества или услуг за совершение действия или бездействия в интересах другого лица;
  • получение взятки (ст. 290 УК РФ) — получение должностным лицом денег, имущества, ценных бумаг, услуг за совершение действий в пользу конкретного лица-взяткодателя;
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ) — передача должностному лицу денег, имущества, ценных бумаг, услуг за совершение действий в пользу конкретного лица-взяткодателя.

Корпоративное мошенничество может выражаться и в других формах в зависимости от вида бизнеса, его размеров, целей и задач преступника.

Благодаря внедренной комплаенс-системе, превентивно защищающей компанию от всевозможных рисков (в том числе и репутационных), возможно поддерживать имидж бизнеса на достойном уровне, привлекая к сотрудничеству только надежных партнеров и заключая выгодные и прибыльные контракты.