Происходящее в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧприг-20), входящем в структуру Октябрьской моторвагонной дирекции (ОДМВ), авторами писем в редакцию выставлялось исключительно в негативном свете. Последние наши публикации (от 17.08.2021 г. и 22.08.2021 г.) показали предприятие в совсем неприглядном виде, причём некоторые факты вызывали сомнения в их подлинности. Так как в письмах наших рабкоров упоминались и другие депо ОДМВ, то за подтверждением или опровержением фактов мы решили обратиться к начальнику ОДМВ Тимуру Кунину. С одной стороны, авторы писем обвиняют Тимура Юрьевича в не совсем красивом поведении и авторитарном стиле руководства. С другой — со счётов не спишешь ни помощь Малой Октябрьской железной дороге, ни музею Тёсово-Нетыльской узкоколейной ж.-д., которую Тимур Юрьевич оказывал, будучи начальником ремонтного депо, и продолжает оказывать сейчас. Для того, чтобы разобраться, где же истина, наш автор из Санкт-Петербурга Сергей Вершинин, когда-то работавший в ТЧ-20, подготовил вопросы начальнику ОДМВ. Перед вами — полученные ответы.

Тимур Юрьевич Кунин: “В РЖД один в поле не воин!”

Сергей Вершинин: Какова причина многочисленных «сливов» из ТЧ-20: кто-то очень сильно обижен или это глобальный конфликт администрации и работников?

На мой взгляд, причина заключается не в глобальном конфликте, а скорее в обратной связи между коллективом предприятия и руководителями, которую следует улучшить. Также не исключена возможность, что кому-то выгодно дестабилизировать обстановку, ссылаясь на субъективные причины, указанные в обращении.

Сергей Вершинин: В наших публикациях упоминается несколько фамилий выходцев из дирекции тяги. Есть ли нарекания по их работе с Вашей стороны?

«Выходцы из дирекции тяги» в нашем случае очень некорректная формулировка. Например, мой первый заместитель А.Н. Духновский начинал свою деятельность на железной дороге с 1993 г. помощником машиниста электропоезда, в 2008–2010 гг. был заместителем начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский. В тяге работал в период с 2010 г. по 2015 г., с 2015 г. продолжает свою трудовую деятельность в моторвагонном комплексе.

Заместитель начальника дирекции по кадрам и социальным вопросам, заместители начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский по эксплуатации работали в дирекции тяги. Накопленный там опыт, в том числе, помогает им справляться с задачами моторвагонного комплекса.

Квалификация руководителей дирекции и её предприятий соответствует всем требованиям к занимаемым должностям.

Сергей Вершинин: Рабочие недовольны ТЧ-20 Марковским. Насколько нам известно, стаж его работы на дороге едва перевалил за десять лет. На должном ли уровне он руководит огромным коллективом?

Общий стаж работы Р.В. Марковского в отрасли более 17 лет. На текущей должности работает с мая 2020 года; поэтому, учитывая численность депо и протяжённость участков обслуживания, говорить об уровне его руководства однозначно рано.

Важным показателем является победа ТЧ-20 в соревновании трудовых коллективов ОАО «РЖД». Отмечу, что руководитель одного из самых знаковых предприятий, как по численности, так и по объёму выполняемой работы должен постоянно развивать уровень своих навыков и компетенций, в том числе лидерских качеств.

Сергей Вершинин: Управляемо ли в принципе нынешнее ТЧ-20, объединившее участки эксплуатации нескольких депо?

Как я уже озвучил, депо ТЧ-20 является единственным в своём роде по объёмам и плечам обслуживания.

Я отлично понимаю, что на каждом направлении за годы сложились свои традиции и неписаные законы.

Но на то и нужны руководители, чтобы искать подход к своим подопечным, исходя из тех условий, в которых люди привыкли работать. Главное — здоровый климат в коллективе, но и здорового конфликта никто не отменял. Это, в том числе, является поводом для развития.

Сергей Вершинин: Какова зарплата помощника машиниста (без прав) и машиниста (с самым массовым вторым классом) за норму часов?

У помощника машиниста (без прав) заработная плата на норму часов (164,33 часа) составляет 49 тыс. рублей, у машиниста (с самым массовым вторым классом) — 68 тыс. рублей.

Фактическая среднемесячная заработная плата у машинистов составила 85 899 рублей; у помощника машиниста — 56 940 рублей.

Сергей Вершинин: Как в депо и дирекции отреагировали на наши публикации?

Ознакомившись с публикацией, которая прежде всего вызвала, с одной стороны, недоумение, а с другой стороны — определённый ряд вопросов, которые в моём понимании не должны были быть вынесены на всеобщее обозрение. Вопрос как раз не в сокрытии чего-либо, а в решении данных проблем на уровне депо, дирекции.

По мнению большинства работников депо, факты, изложенные в публикации, не имеют под собой никаких оснований именно в том ключе, в котором они изложены. Что касается подбора коллег на рабочее собрание, то о его проведении были оповещены все с одновременным приглашением к участию.

Сергей Вершинин: Вы сократили количество депремирований по ТЧ-20. На сколько (в измеримых показателях)?

Да, количество случаев значительно уменьшилось, а именно — к прошлому году на 17%. Если говорить о так называемом «коэффициенте» депремирования, то в среднем в месяц снижение премии за месяц производится у 2-3% работников от всей численности локомотивных бригад.

Все документы, определяющие порядок начисления премий, находятся в открытом доступе и размещены на информационных стендах. Также при выявлении нарушений бригаду заранее информируют посредством электронного терминала самообслуживания, т.е. при явке на работу он получает сообщение «кто, что и когда нарушил».

Сергей Вершинин: Как Вы думаете, изменится ли атмосфера в депо, если депремирование применять только за грубейшие нарушения, напрямую угрожающие БД?

Насчёт атмосферы сложно однозначно ответить, ведь всё индивидуально. В целях обеспечения безопасности движения поездов и перевозки пассажиров существуют такие документы, как должностные инструкции и правила технической эксплуатации железных дорог РФ. А на технических занятиях данные документы прорабатываются, чтобы не утрачивать приобретённые навыки и не терять свою же премию из-за невыполнения инструкций.

Сергей Вершинин: Расскажите, пожалуйста, о поощрениях работников за период Вашего руководства дирекцией.

Однозначно поощряем работников за добросовестный труд (предотвращение случаев нарушений безопасности движения, участие в комиссионном осмотре, за поступившие благодарности от пассажиров).

В 2021 г. моими приказами объявлено 55 благодарностей работникам депо, в период с июля по декабрь 2020 г. — 25.

Сергей Вершинин: В письмах говорилось, что скрыт проезд по Батецкой. Чьё это было решение? Какова судьба машиниста Монина?

Все произошедшие инциденты расследованы в установленном порядке. При этом хочу отметить, что указанный в обращении Монин не является и не являлся работником ТЧ-20.

Транспортной прокуратурой инициирована проверка в Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава.

А машинист, допустивший нарушение, в настоящее время работает помощником машиниста.

Сергей Вершинин: Полутора годами ранее был скрыт проезд по Мге. Когда Вы узнали об этом проезде?

По поводу проезда запрещающего сигнала по станции Мга у меня, как у руководителя ремонтного депо, не было информации. Данный полигон не входил в ведение участков обслуживания моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский.

Сергей Вершинин: В письмах неоднократно упоминается фамилия Малышев. Слышали ли Вы об авторитарном стиле его работы? Поступали ли на него жалобы?

Лично мне, как руководителю дирекции, жалоб и обращений со стороны локомотивных бригад на работу заместителя начальника депо Малышева А.В. не поступало. Мне стало известно о случае конфликта с одним из дежурных пункта оборота локомотивных бригад ТЧ-20. После чего было проведено расследование обстоятельств данного конфликта, на основании которого мною было принято решение о замене данного руководителя.

Сергей Вершинин: Насколько вообще уровень руководителей в ТЧ-20 соответствует Вашим требованиям?

Могу сказать, что на данный момент не все руководители депо соответствуют именно моим требованиям. В 2020 году были проведены некоторые кадровые изменения в части руководящего состава. Очень хотелось бы надеяться, что эти изменения позволят минимизировать дистанцию между руководителями депо и локомотивными бригадами.

Сергей Вершинин: Действительно ли травмирование пассажира по Тосно было скрыто?

Травмирование по станции Тосно расследовано и в депо, и в дирекции в установленном порядке, о чём имеются соответствующие документы, однако о фактах травмирования стоит задуматься.

Сергей Вершинин: В депо по вопросам режима труда и отдыха работала прокуратура. Выявлены ли нарушения?

После публикации статьи транспортной прокуратурой инициирована проверка в Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. В настоящее время проверка не завершена.

В рамках проверки представители прокуратуры встречались с работниками ведущих профессий депо для уточнения обоснованности претензий автора статьи к руководству депо.

Сергей Вершинин: Почему на обычных электричках в САВПЭ не «зашита» информация для пассажиров перед отправлением подобно тому, как это сделано в СИП на «Ласточках»?

В моторвагонном подвижном составе информирование пассажиров осуществляется с помощью унифицированной системы автоматизированного ведения поезда (УСАВПЭ).

В системе УСАВПЭ используется «Бортовая управляющая программа автоведения пассажирских поездов». Данная программа защищена патентом, которым обладает компания-разработчик — ООО «АВП-Технология».

Для информирования пассажиров в базу данных системы УСАВПЭ вводятся специальные зашифрованные файлы, которые предоставляются по договору компанией-разработчиком. Силами сотрудников Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава создать кодированный файл не представляется возможным.

Как никогда становится актуальным вопрос наставничества и мотивации за итоговый результат.

В настоящее время отсутствует техническая возможность внесения изменений в базу данных ввиду отсутствия обновлённых кодированных файлов. С целью осуществления информирования пассажиров с помощью системы УСАВПЭ проводится работа по заключению договора по обновлению баз данных.

Сергей Вершинин: Какова статистика отказов, вызванных состоянием подвижного состава и действиями локбригады, по КАСАНТ (в относительных значениях к «праву»)?

Статистика отказов за 2021 года такова, что из неё логично и нужно сделать следующие выводы:

– необходимо повышение уровня знаний и ответственности ремонтного персонала;

– пересмотр системы технического обучения локомотивных бригад.

Особенно нужно уделить внимание нашим молодым работникам. У нас на предприятии много опытных наставников, и здесь как никогда становится актуальным вопрос наставничества и мотивации на итоговый результат. Это очень кропотливая, но очень нужная работа.

Сергей Вершинин: Что можете сказать по поводу обвинения Вас в пьянстве и «построении» слесарей?

Наверное, не нужно говорить о том, что у руководителя рабочий день расписан по часам и минутам, и от принятия своевременных и адекватных решений зависит как безопасность движения поездов, так и качество обслуживания пассажиров в любое время дня и ночи.

Поэтому с тем, что сказано в публикации, это не имеет ничего общего. На затронутую тему «построения» ремонтного персонала также, думаю, комментарии излишни. Одиннадцать лет я руководил предприятием, которое стало одним из передовых и благоустроенных на сети дорог. Я всегда с уважением относился к своему коллективу, коллектив всегда поддерживал меня во всех трудностях и начинаниях. Мы стали единой командой.

Сергей Вершинин: Расскажите, пожалуйста, о своих ближайших планах работы, которые могут повлиять на моральную атмосферу в ТЧ-20.

На самом деле планов очень много, как в рамках дирекции в целом, так и непосредственно касающихся ТЧ-20. Начал я свою работу с организации молодёжных колонн по всем ходам. Суть заключается в формировании, воспитании и становлении кадрового потенциала предприятия. На данный момент полным ходом идёт подготовка музея предприятия к открытию ко Дню компании ОАО «РЖД».

К 70-летию депо подготавливается книга, посвящённая основным этапам развития предприятия. Подготовлен план работы предприятия по текущему и капитальному ремонтам домов отдыха локомотивных бригад. Это материальная сторона вопроса. Что касается работы в коллективе, здесь, конечно же, необходимо пересматривать как порядок проведения планёрных совещаний, так и суть их проведения. Поскольку, как показывает практика, информации недостаточно.

Мы сможем добиться отличного результата и стать действительно единой, сплочённой командой!

В целях минимизации данного пробела в дирекции с конца 2020 года начал выходить вестник «Моторвагонник Октябрьской». В части дальнейшего увеличения заинтересованности и снижения демотивирующих факторов моими распоряжениями утверждены и введены в действие ряд нормативных документов, позволяющих минимизировать депремирование локомотивных бригад в части незначительных нарушений, а также пересмотр их оценки и уровня риска от их последствий.

Железнодорожная отрасль очень многогранный и сложный механизм, в котором один в поле не воин. Только своими сплочёнными действиями, сообща, мы сможем добиться отличного результата и стать действительно единой, сплочённой командой.

От автора

Тимура Юрьевича я знаю пару десятков лет, с тех пор, когда он был сменным мастером в ремонтном депо. У нас сложились хорошие отношения, благодаря которым к машине, на которой я был старшим машинистом, был минимум претензий по техническому состоянию. Я понимал тогда, что такой подход неверен, все машины должны ремонтироваться одинаково хорошо, но это претензия не к моему заочному собеседнику, а к несуществующему ныне депо.

Когда Кунин стал замом по ремонту на Финляндской площадке, территория депо преобразилась: появились газоны, вместо жижи — нормальная дорога вдоль корпуса, поставлены скамеечки и навесы для перекуров. Как бы мы, инженеры эксплуатационного депо, не матерились на введённый им запрет на проход по тёплому цеху вдоль канавы, мы понимали, что это сделано для удобства ремонтного персонала. Мёрзли, но в цех больше не лезли.

Довелось мне видеть Тимура Юрьевича и в качестве начальника ремонтного депо. В сложившийся образ абсолютно не укладывались те обвинения, которые содержались в полученных редакцией письмах. Тимур никогда не был моим начальником, и я не могу судить о нём, как о руководителе, поэтому и подготовил вопросы о его действиях на должности начальника дирекции. Насколько искренни ответы — судить нашим читателям. Что же касается ТЧ-20, то это депо за последние несколько лет сильно изменилось. Хороших букв про него у меня давно нет, ну а плохих слов и так сказано предостаточно.

Автор: Сергей Вершинин, редакция благодарит службу корпоративных коммуникаций ОЖД за содействие в создании материала