Основателем науки о формах и законах правильного мышления считается древнегреческий учёный и философ Аристотель. С тех давних пор логика показывает, как достичь истины, постигнуть основные законы работы человеческой мысли и максимально избежать многочисленных ошибок, основанных на неверных суждениях. Изучение этого предмета необходимо для самосовершенствования и достижения гармонии. Настоящее издание представляет собой оригинальный текст, выпущенный в 1917 году, в последние моменты существования царской России.

В чём различие между формальным и индуктивным направлениями в логике? Почему «здравый смысл» не является заменой логики? 4то обозначают абстрактные и конкретные термины? Какие категории признавал Аристотель? 4то такое содержание понятия? 4ем аналитические суждения отличаются от синтетических? 4то такое законы мышления? В чём состоит принцип дедуктивного умозаключения? В чём отличие дедукции от индукции? В чём преимущества эксперимента перед наблюдением? В каких случаях применяется дедуктивный метод? В чём сущность гипотезы? Как вычисляется вероятность? Какие доказательства являются прямыми, а какие — косвенными?

Пособие написано доступным, образным языком, содержит множество примеров, и предназначено для широкой читательской аудитории.

О различных классах понятий

Глава II. О различных классах понятий

В сочинениях по логике у английских философов изложение логики обыкновенно начинается с рассмотрения терминов, имён или названий. Они исходят из того, что в логике мы должны трактовать не просто о понятиях, которые представляют известные умственные построения, но мы должны о них трактовать постольку, поскольку они получают выражение в языке, в речи; а так как понятия мы выражаем при помощи слов, названий и т.п., то, по их мнению, гораздо целесообразнее в логике говорить не о понятиях, а о названиях, именах или терминах.

Определение и задачи логики

Глава I. Определение и задачи логики

Для того чтобы определить, что такое логика, мы должны предварительно выяснить, в чём заключается цель человеческого познания. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина иногда достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Об определении

Глава V. Об определении

Когда мы произносим какое-либо слово, соответствующее известному понятию, и хотим сделать его понятным для всех, то мы должны раскрыть содержание понятия, соответствующего указанному слову, а так как содержанием понятия называется совокупность его признаков, то раскрытие содержания понятия можно обозначить как перечисление признаков, присущих данному понятию. Какое-либо понятие А содержит признаки a, b, с, d; если мы перечислим эти признаки, то тем самым точно обозначим, раскроем содержание понятия А; это значит, другими словами, что мы определим его.

Логические категории и отношения между понятиями

Глава IV. Логические категории и отношения между понятиями

Ни один предмет не представляет собой чего-либо совершенно отличного от всех других предметов. Он похож на них в каком-либо отношении: его всегда можно отнести в какой-либо общий класс с другими предметами; все вообще предметы могут быть относимы в общие с другими предметами классы.

Содержание и объём понятий

Глава III. Содержание и объём понятий

Понятия в психологии получаются из сравнений сходных представлений. Представления в свою очередь складываются из отдельных элементов. Составные элементы представления или понятия принято называть признаками. Признаки есть то, чем одно представление или понятие отличается от другого. Например, признаками золота мы считаем «металл», «драгоценный», «имеющий определённый удельный вес» и т.п. Это всё то, чем золото отличается от других вещей, от не металлов, от недрагоценных металлов и т.п.

О делении

Глава VI. О делении

От процесса определения отличается процесс деления (divisio). Различие между ними заключается в том, что определение раскрывает содержание понятия, а деление раскрывает его объём. Задача деления заключается в том, чтобы указать все виды, совокупность которых составляет объём данного понятия.

Деление суждений

Глава VIII. Деление суждений

В логике принято делить суждения с четырёх точек зрения: количества, качества, отношениями модальности. Когда суждения рассматриваются с точки зрения количества, то обращается внимание на то, в каком объёме берётся подлежащее: во всём объёме или в части, т.е., другими словами, справедливо ли то, что утверждается сказуемым по отношению к подлежащему, взятому во всём объёме, или оно справедливо только по отношению к подлежащему, взятому в части объёма.

О суждении

Глава VII. О суждении

Если бы у нас были одни только представления и понятия, но не было бы их соединения или связи, то могли ли бы мы сказать, что у нас есть познание? Конечно, нет. Познание может быть только в том случае, если мы имеем дело с истинностью или ложностью; а вопрос об истинности или ложности возникает только тогда, когда между понятиями устанавливается известная связь; это бывает именно тогда, когда мы судим о чём-нибудь. Например, когда я произношу слово «дом», то в понятии, выражаемом этим словом, нет ничего ни истинного, ни ложного. Когда же я говорю «дракон существует», «дракон имеет крылья», то я утверждаю нечто истинное или ложное. Следовательно, об истинности и ложности может быть речь только в том случае, когда мы имеем дело с суждением. Суждение всегда имеет дело с какой-либо объективной реальностью.

Отношение между подлежащим и сказуемым. Объёмы подлежащего и сказуемого

Глава IX. Отношение между подлежащим и сказуемым. Объёмы подлежащего и сказуемого

Мы видели, что суждения бывают общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные. Выясним отношение между подлежащим и сказуемым во всех этих классах суждений.

О противоположении суждений

Глава X. О противоположении суждений

Мы видели, что существуют различные классы суждений в зависимости от того, какое им принадлежит количество и качество. Суждения, в которых одно и то же подлежащее и сказуемое, но которые имеют разные качества или количества или и то и другое, будут противоположными друг другу. Например, суждения А и I, суждения Е и А противоположны друг другу.

О законах мышления

Глава XI. О законах мышления

Под законами мышления понимаются такие законы, которым наше мышление должно подчиняться для того, чтобы оно было логическим, т.е. истинным. Если сказать, что существуют такие законы, которым должно подчиняться мышление для того, чтобы сделаться истинным, то многим кажется, что нужно только знать, в чём заключаются эти законы, и применять их в процессе мышления для того, чтобы избежать ошибок мышления.

О непосредственных умозаключениях

Глава XII. О непосредственных умозаключениях

Умозаключение есть вывод суждения из других суждений, которые в таком случае называются посылками или предпосылками (praemissae). Вообще умозаключение является результатом сопоставления ряда посылок. Но есть вид умозаключений, основывающихся на одной посылке; это так называемые умозаключения в несобственном смысле, или умозаключения непосредственные.

Дедуктивные умозаключения. Силлогизм

Глава XIII. Дедуктивные умозаключения. Силлогизм

Силлогизм есть такая форма умозаключения, в которой из двух суждений необходимо вытекает третье, причём одно из двух данных суждений является общеутвердительным или общеотрицательным. Силлогизм, таким образом, представляет собой умозаключение от общего.

Силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма

Глава XIV. Силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма

Рассмотрим теперь на примерах приложение этих правил. Мы будем брать по три суждения, которые могли бы составить силлогизм. Эти суждения должны быть или А, или I, или О, или Е. Причём само собой разумеется, что для образования силлогизма они могут комбинироваться самыми различными способами. Например, мы могли бы иметь сочетание суждений ААО, EAI и т.п. Но мы должны исследовать, пользуясь вышеизложенными правилами, какие из этих сочетаний или соединений дают правильные силлогизмы.

Сведение фигур силлогизма

Глава XV. Сведение фигур силлогизма

Мы видели, что существуют различные фигуры и модусы силлогизмов. Спрашивается, равноценны ли они? Всё ли равно, если мы будем умозаключать по фигуре 1, 2 или 3? Оказывается, нет, и именно предпочтение следует отдать модусам фигуры 1. Доказательства по этой фигуре имеют особенно очевидный характер.

Условные, разделительные и условно разделительные силлогизмы

Глава XVI. Условные, разделительные и условно разделительные силлогизмы

Мы рассматривали силлогизм, в котором посылками служат категорические суждения, но мы видели, что кроме категорических суждений есть ещё условные и разделительные суждения. Поэтому могут быть такие силлогизмы, в посылки которых входят суждения условные или разделительные, или и те и другие.

Сокращённые и сложные силлогизмы

Глава XVII. Сокращённые и сложные силлогизмы

Энтимема — это такой силлогизм, часть которого мы держим в уме (ev qvuw), а часть выражаем. Мы можем выбрасывать каждую часть силлогизма и мыслить всё-таки силлогистически.

Силлогизм и его значение

Глава XVIII. Силлогизм и его значение

Мы рассмотрели различные формы силлогизма и его применение; но спрашивается, какое он имеет познавательное значение? Этот вопрос следует поставить потому, что относительно значения силлогизма высказывались два противоположных взгляда.

Об индукции

Глава XIX. Об индукции

В дедуктивном умозаключении при признании какого-либо общего суждения мы необходимо должны признать какое-либо частное суждение или менее общее суждение; в индуктивном умозаключении мы от признания ряда частных суждений переходим к признанию общего суждения.

Методы индуктивного исследования

Глава XX. Методы индуктивного исследования

Под причиной следует понимать явление, которое так связано с другим явлением, называющимся действием, что его возникновение неизбежно влечёт за собой возникновение действия и уничтожение его неизбежно влечёт за собой уничтожение действия.

Роль дедукций

Глава XXI. Роль дедукций

Дедуктивный метод исследования может употребляться в науках в двух случаях. Во-первых, он употребляется как средство объяснения закона, уже открытого индуктивно, именно когда найденный закон можно свести к одному или нескольким законам более общего характера, которые поэтому можно назвать высшими законами. Во-вторых, дедуктивный метод употребляется как средство открытия законов, которые невозможно открыть индуктивно, но которые возможно дедуктивно вывести из законов, уже известных.

О гипотезе

Глава XXII. О гипотезе

Гипотезой называется предположение, которое мы считаем истинным, для того чтобы вывести из него следствия, согласные с действительными фактами или с другими проверенными положениями. Это согласие с фактами или с проверенными положениями служит доказательством гипотезы.

Классификация

Глава XXIII. Классификация

Классификацией мы называем распределение вещей по классам согласно сходству между ними. Так, например, мы можем отнести зарево, кровь, вишни в один класс, потому что все они при всём различии имеют то общее, что они суть красного цвета.

О приблизительных обобщениях и об аналогии

Глава XXIV. О приблизительных обобщениях и об аналогии

Индуктивный метод исследования является главным методом для открытия законов природы, но, как мы видели, им не всегда можно пользоваться: иногда приходится для той же цели пользоваться дедукцией, гипотезой; иногда приходится пользоваться также так называемыми приблизительными обобщениями и методом аналогии.

О доказательстве, методе и системе

Глава XXV. О доказательстве, методе и системе

Мы уже имели случай употреблять понятие доказательства в связи с понятием умозаключения. Теперь мы дадим его определение и укажем, какое существует различие между доказательством и умозаключением.

О логических ошибках

Глава XXVI. О логических ошибках

Обыкновенно принято логические ошибки делить на две группы: на ошибки логические в собственном смысле и ошибки, происходящие вследствие неправильности в словесном выражении мысли. В первом случае ошибка заключается в неправильности логического процесса, во втором случае — в неправильности выражения.

Веселов М.П.

Быково, а/я 1991,
Московская область,
140150, Россия

+7 (495) 266-60-56