Задачи для развития логического мышления: определение понятий, проверка правильности определений, действия ограничения и разделения понятий.

  1. Определите понятия: «окружность»; «газета»; «безусловный рефлекс»; «остров», «перешеек», «канал» (в географическом смысле); «колонна» (в военном смысле); «гора», «холм»; «лысина»; «артист», «актёр»; «ямб»; «синус угла»; «трение»; «барометр»; «революция»; «конус»; «конституция»; «ягода», «плод»; «ось»; «психология»; «признак».
  2. Проверьте правильность следующих определений и в случаях, когда эти определения окажутся неправильными, поясните, какое правило определения в них нарушено: «день — промежуток времени между восходом и заходом солнца»; «цилиндр— тело, образуемое вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон»; «кит—не рыба»; «вдохновение — живейшее расположение души к восприятию впечатлений и к соображению о них»; «дебют — выступление артиста перед публикой»; «пирога — лодка индейцев, выдолбленная из ствола дерева и управляемая веслом»; «чемпион— победитель в состязании», «экзамен — испытание учащегося в каком-нибудь предмете»; «афиша—расклеенное в публичных местах извещение о каком-нибудь зрелище»; «параллельные линии — линии, которые ни при каком продолжении не пересекаются между собой»; «либерал — человек либеральных убеждений».
  3. Произведите действие ограничения над следующими понятиями: «орден», «авиация»; «писатель», «офицер»; «геометрия»; «двигатель»; «плоская фигура» (в геометрическом смысле); «полководец»; «тело»; «гриб»; «танец»; «газета»; «русский»; «врач»; «жидкость»; «жир»; «зерновые культуры»; «картина».
  4. Произведите действие деления над следующими понятиями; «артиллерийское орудие»; «пути сообщения»; «планета»; «газета»; «четырехугольник»; «коническое сечение»; «растение»; «часы»; «отопление»; «климатический пояс»; «рыба»; «железнодорожный путь»; «масла»; «двигатель», «школа»; «позвоночное животное»; «пулемёт»; «генерал»; «кривая»; «заём».
  5. Проверьте правильность следующих разделений и в случаях, когда разделения окажутся неправильными, поясните, в чём состоит допущенная в них ошибка: «вагоны бывают пассажирские, товарные, почтовые, спальные, плацкартные и бесплацкартные»; «углы бывают смежные, вертикальные и прямые»; «вулканы бывают действующие и потухшие»; «десанты бывают морские и воздушные»; «науки делятся на математические, естественные, медицинские и общественные»; «поэмы бывают эпические, исторические, драматические, лирические и романтические»; «авиабомбы делятся на фугасные, зажигательные и глубинные»; «пути сообщения могут быть наземные, подземные, водные, воздушные и межпланетные»; «географические карты бывают физические, метеорологические, экономические, политические, административные и карты путей сообщения»; «зубы бывают передние, верхние, нижние, резцы, клыки, молочные и зубы мудрости»; «звёзды делятся на постоянные и переменные, заходящие и не заходящие»; «ружья бывают детские, типа Монте-Кристо, охотничьи, боевые, автоматы, противотанковые и ружья-пулемёты»; «пение бывает сольное, камерное и хоровое».
  6. Произведите дихотомическое деление следующих понятий; «офицер»; «музыкант»; «книга»; «город»; «дороги»; «вещества».
Логика - Асмус Валентин Фердинандович

Предлагаем Вам восстановленную рукопись учебника логики Асмуса Валентин Фердинандовича, изданную в 1947 году. Рукопись вновь набрана  как текст и сохранена в формате PDF, текст размещен на 437 страницах, 70 иллюстраций восстановлено, обозначены опорные слова.

Книга содержит логические упражнения. Для того, чтобы иметь возможность печатать издание по частям, задания для учащихся размещены в конце каждой главы. Для удобства ориентирования в тексте добавлена нумерация основных параграфов.

Веселов М.П.

Быково, а/я 1991,
Московская область,
140150, Россия

+7 (495) 266-60-56