Задачи для развития логического мышления: определение существенных признаков понятий, определение отношений между понятиями по содержанию и объему, схематическое изображение указанных отношений.

  1. Укажите существенные признаки понятий (вариант выбирается по второй цифре шифра студента):
    Вариант 1: «круг», «дробь», «часы», «собака»,
    Вариант 2: «химическая реакция», «птица», «роман», «отвага»,
    Вариант 3: «вдохновение», «храбрость», «мужество», «смелость».
  2. Определите отношение между следующими понятиями по содержанию и по объёму (вариант выбирается по последней цифре шифра студента):
    Вариант 1: «учёный», «профессор», «паук», «насекомое»; «трудный», «не-трудный»; «личный», «безличный»;
    Вариант 2: «основатель Петербурга», «победитель шведов при Полтаве», «лев», «тигр», «пантера»; «трудный», «легкий»; «химия», «органическая химия»;
    Вариант 3:  «ель», «сосна», «пихта», «кедр»; «отважный», «робкий»; «краснота», «тяжесть»; «химия», «естествознание»;
    Вариант 4: «круг», «эллипс», «парабола», «гипербола»; «храбрость», «осторожность»;  «трудный», «не-трудный»;
    Вариант 5: «поэзия», «музыка», «живопись», «скульптура»; «талант», «трудолюбие»;  «логарифм», «добродушие».
    Вариант 6: «гвардеец», «орденоносец»; «отважный», «робкий»; «флот», «эскадра».
  3. Изобразите посредством круговых схем отношение между объёмами понятий (вариант выбирается по третьей цифре шифра студента):
    Вариант 1: «слава», «бесславие»; «стихи», «проза»; «смычковый инструмент», «скрипка»; «свежий», «тухлый»; «тюлень», «млекопитающее»;
    Вариант 2: «яд», «лекарство»; «дрова», «торф», «уголь»; «планета», «светило»; «физик», «химик», «естествоиспытатель»; «стахановец», «литейщик»;
    Вариант 3: «хитрость», «глупость»; «труд», «праздность»; «звезда», «планета»; «студент», «преподаватель», «ректор»;
    Вариант 4: «масло», «акварель», «пастель», «карандаш»; «свежий», «не-свежий»;  «круг», «прямая, касающаяся круга в данной точке».